Сергей Белевицкий: Стандартной схемы для оптимизации ИТ-систем нет
В нелегких экономических условиях компании зачастую прекращают либо серьезно уменьшают финансирование проектов по автоматизации. Многие пытаются оптимизировать существующую инфраструктуру. Как добиться максимальной эффективности работы ИТ-систем, убедить руководство в необходимости финансовых вложений в автоматизацию, а также с минимальными затратами оптимизировать инфраструктуру, CNews рассказал Сергей Белевицкий, генеральный директор компании "Рамэк".
CNews: На ваш взгляд, повлияла ли как-то на структуру спроса на консалтинговые услуги необходимость обоснования госструктурами эффективности использования ИТ-систем?
Сергей Белевицкий: Мы много работаем с предприятиям бюджетного сектора и видим, как постепенно изменяется отношение к консалтинговым услугам. Если раньше консалтинг был как бы "бонусом" к поставкам или работам по разработке специфических функциональных систем, то сейчас все чаще он воспринимается как самостоятельная ценность. У нас реализованы проекты для Федеральной налоговой службы, Федеральной службы безопасности, Санкт-Петербургского государственного университета и т.п.
Не могу сказать, что с введением этой новой отчетной процедуры спрос как-то изменился. Оценивать эффективность того или иного технического решения очень сложно, поскольку всегда найдется масса факторов, оперируя которыми, можно доказать, и что система эффективна, и получить прямо противоположный результат. Все зависит от субъективного взгляда на вещи, от приведенных аргументов. Мне приходилось видеть отчеты ИТ-департаментов некоторых госструктур. Как правило, это документы, описывающие пути реализации выделенных средств. Обоснований необходимости достижения заявленных целей в них нет.
CNews: Какие ИТ-системы можно считать эффективными? Из чего складывается это понятие?
Сергей Белевицкий: На этот вопрос нет однозначного ответа. Оценивать эффективность системы можно, исходя из различных факторов. Один из них - вычислять уменьшение или отсутствие потерь, например, если информационные технологии обеспечивают, учет материальных ценностей или их переработку. Можно оценивать по фактору снижения требований к квалификации сотрудников после введения какого-либо ИТ-решения. Самый банальный пример – внедрение системы автоматического кодирования продукции (штрих-кодов) для производственной или логистической компании позволяет существенно снизить требования к квалификации складских работников: им совершенно не нужно разбираться в номенклатуре, достаточно выполнять предписанные системой действия в отношении конкретного наименования.
С прикладными системами уровня предприятия все несколько сложнее. Приведу пример из нашей практики. Для одного крупного заказчика мы разработали уникальную аналитическую систему, задача которой – визуализировать связи между различными объектами. Раньше над аналитическими задачами такого уровня работала целая команда аналитиков, состоящая из нескольких десятков высококлассных специалистов. Сейчас аналитическая задача делится на два этапа: первый – "просеивание", то есть обработка массивов информации с помощью нашей системы, которой занимается всего пара человек; второй – трактовка полученных данных. В результате внедрение системы дало квалифицированным специалистам возможность не отвлекаться на рутинную работу, а нашему заказчику в десять раз сократить расходы на аналитическую деятельность.
Если говорить о попытках выразить эффективность ИТ-системы численными методами (TCO, ROI и прочие), то, безусловно для сведения воедино позиций функционального заказчика, финансового директора и ИТ-отдела они полезны. Но не стоит забывать, что все эти цифры часто не учитывают качественные показатели. Главное — понимание функциональной сути внедряемого или существующего решения.
При принятии решения о необходимости автоматизации тех или иных процессов стоит учитывать еще один, на мой взгляд, очень существенный фактор, о котором довольно часто забывают. Руководитель может получать информацию о деятельности подразделений и филиалов двумя способами: "извлекая" ее из автоматизированной системы или запрашивая отчеты у подчиненных. В последнем случае есть шанс, что полученные данные прошли ручную "творческую обработку", а сотрудники могли неправильно понять вопрос или сознательно исказить сведения. Намного удобнее и рациональнее получать информацию из аналитической системы.
CNews: Мы сейчас говорим об автоматизации, но в нынешние тяжелые времена руководители задумываются скорее об оптимизации уже установленных систем, в каком направлении нужно двигаться, чтобы сохранить их эффективность?
Сергей Белевицкий: Здесь очень многое зависит от позиции ИТ-персонала и руководителя ИТ-службы: насколько хорошо они понимают то, чем в действительности занимается предприятие, в чем состоит суть бизнес-процессов. Когда такое понимание есть, ИТ-отдел может стать генератором идей для руководства компании, показать, что какие-то процессы можно закрыть, где-то прекратить утечку ценностей, там наладить отчетность. Это все очень важно в условиях экономического кризиса, когда компании уже не могут позволить себе бездумные траты и хотят понимать, на что уходят деньги. Директор ИТ-службы должен доказать руководству компании, что реализация его проектов даст конкретный эффект.
Частая ошибка ИТ-специалистов заключается в том, что они подходят с технической стороны – например, пытаются доказать руководству, что нужно срочно заменить двухпроцессорный сервер на четырехпроцессорный. А директора компании, в свою очередь, интересует только одно: что он получит в результате этой замены, какой бизнес-эффект. И если сотрудник ИТ-службы знает, как ответить на этот вопрос, то, как правило, адекватное руководство всегда идет навстречу, понимая, что в результате оно получит оптимизированные процессы, а, следовательно, реальную экономию.
CNews: Есть ли у "Рамэк" проекты по оптимизации существующей у клиента ИТ-инфраструктуры?
Сергей Белевицкий: Да, конечно. У нас как очень крупные проекты для федеральных структур, так и небольшие, реализованные для средних коммерческих предприятий. Например, один из наших клиентов обратился к нам за аудитом своей существующей инфраструктуры. Ситуация была довольно типичная для небольших компаний: владельцы бизнеса, которые не разбирались в ИТ, выделяли средства (и немалые), а задачи, необходимые для поддержки бизнеса – резервное копирование данных, разграничение прав доступа – решены не были. Как оказалось, основная проблема заключалась в том, что сетевая инфраструктура предприятия была перегружена тяжелыми ненужными решениями, которые приобретались в дополнение к "морально устаревшим".
CNews: Если говорить об общей стоимости владения ИТ-системой, каким образом можно сократить или оптимизировать расходы на ее содержание?
Сергей Белевицкий: Стоимость владения — это расходы на эксплуатацию системы: лицензии, зарплата администраторов прикладных систем и системных администраторов, затраты на поддержание парка технического оборудования и его амортизацию.
Во многих крупных организациях есть так называемые "стандарты предприятия", порой даже не документированные и не формализованные, существующие на уровне четкого понимания, что компания использует оборудование только одного вендора. Такой подход позволяет существенно снизить затраты: в случае наличия большого парка техники компания получает оптовые скидки, позволяет пользоваться отлаженными процедурами ремонта и технического обслуживания. Если сегодня такая компания решит "сэкономить" на том, что приобретет оборудование другого вендора на 10% дешевле, то всю "экономию" может съесть необходимость обращаться за обслуживанием этого оборудования в разные организации или нанимать в штат специалистов.
Если мы говорим о прикладных системах уровня предприятия, реализовать их поддержку и развитие силами внутренней ИТ-службы очень непросто. Всегда остаются вопросы квалификации кадров, их миграции, затрат на обучение. В каждом случае эффективность передачи поддержки информационных систем на аутсорсинг нужно решать индивидуально. Мы сейчас предлагаем своим клиентам гибкие схемы сотрудничества. У нас есть абонентский вариант обслуживания, есть вариант, при котором клиент платит только за выполненную работу. Но самое главное то, что наши специалисты, обслуживающие конкретную организацию, прекрасно знают особенности ее информационных систем, а значит, могут оперативно решить проблему.
Немалую часть стоимости владения составляет цена лицензий ПО. Здесь сложно экономить. Но надо понимать, что именно прикладные комплексы являются смысловой составляющей ИТ.
CNews: Насколько поможет сэкономить использование свободного ПО?
Сергей Белевицкий: "Свободное" ПО - это не бесплатное ПО, поскольку поддержка таких продуктов платная. В принципе многим пользователям все равно - открытое это ПО или закрытое; значение имеют цена и функционал. Если открытое ПО функционально будет доведено до уровня проприетарного, и его стоимость владения при этом будет в 2 раза ниже, то почему бы его не использовать?
CNews: В каких случаях использование ПО и оборудования разных вендоров может помочь достижению эффективности? Что выгоднее: моновендорная тактика или создание "зоопарка"?
Сергей Белевицкий: Если ИТ-служба предприятия достаточно грамотна, то с точки зрения начальных вложений "зоопарк" может оказаться более выгодным. То есть каждая функциональная единица может быть выбрана по оптимальной цене у того или иного вендора. Но вот вопрос объединения этих единиц в комплексную систему – задача интегратора. Зачастую подход best of breed (лучшее решение в своем классе) позволяет решить срочную задачу клиента гораздо быстрее. Если существует хороший продукт для локальной задачи, то его внедрение и интеграция могут быть в разы быстрее, чем доработка функционала корпоративной системы.
CNews: Даст ли эффект оптимизация конкретных участков системы без перестройки инфраструктуры в целом?
Сергей Белевицкий: По этому пути прошли очень многие компании. И все они были вынуждены впоследствии перестраивать свои системы. Но на самом деле, перестройка - это неизбежный процесс. Любая система рано или поздно устаревает. Никогда нельзя сказать, что все уже построено, продумано, оптимизировано. Например, у предприятия выстроена отличная инфраструктура, но в арендованном офисе, при переезде все вложенные в "неотделимые" изменения средства пропадают. Есть проблемы и с вендорами. Нередко они по тем или иным причинам прекращают поддерживать оборудование или ПО, которое вполне устраивает ту или иную организации… Предугадать это сложно: ведь система строится сейчас, а изменения могут случиться лет через пять. Поэтому "текучая" модернизация, конечно, возможна.
CNews: А что лично вы посоветовали бы компаниям, которые сейчас осознают необходимость в оптимизации своих ИТ-систем?
Сергей Белевицкий: Оптимизируйте целевые функции. Ведь любая ИТ-система существует ради какой-то целевой функции. Если вы сокращаете или меняете эту функцию, соответственно уменьшаются и требования к ИТ-системе. Ну, например, если у компании сократились объемы данных, им имеет смысл уменьшить объемы дисковой системы. Рецепт очень простой: сокращается сущность — уменьшается количество обслуги, обеспечивающей наличие этой сущности.