Сергей Белевицкий, Генеральный директор «РАМЭК» (Санкт-Петербург)
«Говоря о Сергее Белевицком, директоре компании «РАМЭК», в первую очередь хочется отметить его житейскую мудрость, умение находить правильных людей и их удерживать, — отмечает Евгений Лачков, старший вице-президент группы компаний «Систематика». — Несмотря на кризис, компания сумела избежать сокращения персонала, коснувшегося большинства компаний в 2008–2009 гг., сохранила всех ключевых людей и даже расширила центр компетенций и штат технических специалистов. Все это в 2010 г. дало ей весомое преимущество над конкурентами». «В то время как в кризис многие компании были сосредоточены исключительно на сохранении собственных позиций, «РАМЭК» поставил перед собой задачу развиваться, — говорит один из экспертов*. — Я считаю, что Сергей Белевицкий действительно смог использовать новые возможности, открывшиеся на рынке в связи с кризисом».
Сергей Белевицкий вошел в число топ-10 нашего рейтинга в номинации «Репутация на рынке».
Сергей Белевицкий отвечает на вопросы CRN/RE.
CRN/RE: Что стимулирует вас заниматься бизнесом?
Сергей Белевицкий: Сначала безысходность, сейчас жизненная позиция.
CRN/RE: Как вы представляете себе компанию без вашего управления?
С. Б.: Достаточно спокойно. Конечно, что-то изменится. Но перемены для компании — нормальный процесс. Они происходили, происходят и будут происходить всегда. Кто-то уходит, меняются приоритеты, но компания будет жить, развиваться и сохранять устойчивость.
CRN/RE: Какие угрозы вы считаете более существенными для вашей компании: внешние или внутренние?
С. Б.: Внешние — с ними практически невозможно бороться, остается только уворачиваться или приспосабливаться. Внутренние угрозы можно предусмотреть, а значит, и предупредить: заранее обеспечить безопасность, провести контрольные мероприятия. Внутренних угроз больше, но если не запускать вопросы безопасности, все они предсказуемы и нейтрализуемы.
CRN/RE: Какие качества руководителя, с вашей точки зрения, были наиболее важными для успешного управления компанией в период кризиса? Почему? Какие качества руководителя, на ваш взгляд, будут особенно ценными для успешного управления компанией на этапе восстановления рынка? Почему?
С. Б.: Трудно сказать, да и получится не очень корректно — вроде как «о себе любимом». Я бы, честно говоря, не выделял что-то из общего набора. И в кризис, и на этапе подъема, и когда компания стабильно растет, всегда востребованы одни и те же способности. Истеричность и паникерство неприемлемы в любых ситуациях, циничная расчетливость нужна всегда, равно как и здоровый авантюризм. Во всех сценариях развития экономики руководителю необходимо достаточно четко представлять возможности предприятия (а еще лучше детально — кто, что и сколько может сделать), как финансовые, как технологические, так и в плане человеческого ресурса.
Собственно говоря, что требовалось от руководителя в период подъема экономики? Маневрирование имеющимися ресурсами для выполнения возрастающего потока заказов, наращивание потенциала предприятия для выполнения продолжающего возрастать потока заказов. Инвестиции в развитие новых направлений, выход на новые для предприятия сегменты рынка и с клиентской, и с тематической точки зрения.
В период кризиса ничего не изменилось, все то же самое. Грамотное управление имеющимся ресурсом и поддержка сделанных инвестиций, отдача от которых задерживается из-за спада, — это если финансовое состояние предприятия позволяет, или сокращение и даже частичная ликвидация ресурсов до лучших времен.
В кризис отчасти проявился результат действий руководителей, направленных на развитие предприятий. Кто-то угадал и прошел спад без потерь, а кто-то не угадал — закрыл направления, сократил персонал, но если все проделано было своевременно, то тоже избежал особых потерь. Что было сделано правильно, а что нет — становится понятно только сейчас. А что делать дальше — никаких объективных рецептов нет. Причины кризиса непонятны и неизвестны. Экономисты бредут по четным дням в одну сторону, по нечетным — в другую. А дальше снова по кругу — интуиция, расчет, контроль.
* Некоторые эксперты попросили опубликовать их мнения о победителях без указания имен.