Другие горизонты, другая глубина

Другие горизонты, другая глубина

 

Любая высокотехнологичная компания рано или поздно сталкивается с необходимостью выбора – работать в узкой нише или же совершать экспансию на новые рынки. Компания РАМЭК, которая почти 20 лет работает на российском рынке информационных технологий, доказала: при грамотном менеджменте именно второй вариант – при всех рисках – позволяет добиться успеха. Начав с поставок компьютерной техники, за два десятилетия РАМЭК стал системным интегратором полного цикла, который предлагает заказчикам весь спектр услуг – от консалтинга и проектирования информационных систем до реализации проектов, поставки техники и сервисного обслуживания. О том, как компания научилась видеть новые и новые горизонты и использовать свой опыт для определения новых направлений развития, рассказал директор департамента инженерных и телекоммуникационных систем РАМЭКа Сергей Медников.

 

– Компании, работающие на высокотехнологичных рынках, развиваются по особым законам, что диктует необходимость выбора специфических бизнес-стратегий. Какова стратегия компании РАМЭК? Каковы сильные стороны, отличающие вас от конкурентов, на основе которых вы выстраиваете свое поведение на рынке?

 

– Чтобы понять, какое место на рынке занимает РАМЭК и как развивается, необходимо начать с краткого рассказа о нашей истории. Компания существует с 1992 года, однако надо понимать, что любая организация – это не просто юридическое лицо, а те люди, чья творческая энергия стоит за созданием предприятия. И та команда единомышленников, которая стала впоследствии основой коллектива компании, сформировалась задолго до середины 1990-х годов. Причем сформировалась в рамках известного научно-производственного объединения «Импульс». Именно на его базе и силами его сотрудников создавался РАМЭК. А этот факт, в свою очередь, обусловил специфику работы компании. НПО «Импульс» имело (и имеет до сих пор, так как продолжает работать) тесные связи с оборонной промышленностью, и поскольку коллектив РАМЭКа вышел из него, сотрудники компании имели соответствующие знания, опыт, а главное – четкое понимание того, как работать именно с таким заказчиком, как государство. Серьезной частью нашей деятельности всегда было создание спецтехники, ориентированной на запросы силовых ведомств, а также научные исследования для оборонной промышленности. При этом отмечу, что стратегией компании никогда не была работа исключительно с «оборонкой» – просто этот блок всегда был одним из направлений нашей деятельности. Основу же бизнеса составляло производство компьютеров, и по сей день мы продолжаем активно работать в этой сфере. Но и этим компания не ограничилась. Уже в 1997 году мы поняли, что можем предложить клиентам не только поставку компьютеров и создание компьютерных сетей, но и гораздо большее – фактически соединить между собой все, что можно связать с помощью проводов. Главное, мы увидели, что это востребовано. Например, поставляешь в организацию компьютеры, объединяешь их в сеть, а потом руководство этой организации думает: а нам ведь нужно еще сигнализацию поставить, и еще систему видеонаблюдения неплохо бы. И мы как раз оказывались теми, кто все это способен сделать. Во-первых, действительно так, чтобы все благополучно работало и не возникало технических накладок, а во-вторых, гораздо быстрее и дешевле, чем если бы каждой частью такой инфраструктуры занимался отдельный подрядчик. Постепенно это оформилось в отдельное направление телекоммуникационных и инфраструктурных решений. Наконец, еще одним направлением нашей деятельности стала разработка программного обеспечения. Сначала эта компетенция была ориентирована на государственные структуры, но затем мы поняли, что наш опыт будет полезен и коммерческому сектору, и сейчас у компании достаточно проектов в этой сфере. Так что, резюмируя, скажу, что наша стратегия – расширяться и работать в разных направлениях и с разными клиентами. Именно это дает нам главное конкурентное преимущество: накапливается разноплановый опыт, который позволяет нестандартно и более эффективно решать проблемы, стоящие перед заказчиками. А необходимость понимать самые разные требования клиентов и отвечать им делает нас очень гибкими и способными максимально соответствовать даже самым специфическим и трудновыполнимым запросам.

 

Школа жизни

 

– У компании очень большой опыт работы с госструктурами. Проще или сложнее сотрудничать с бизнесом? Помогает ли знание специфики госорганов в работе с коммерческими предприятиями или, наоборот, осложняет ее, поскольку неосознанно сохраняется желание работать по старой схеме?

 

– Мы исходим из того, что не бывает лишних знаний. Практика работы с госорганами накладывает отпечаток на людей, которые этим занимаются, во многом определяя стилистику их взаимодействия с клиентами. У госструктур много специфических требований, для них необходимо очень четко и детально прописывать все аспекты взаимодействия, предельно ответственно и внимательно относиться к формальной стороне дела в плане оформления и согласования документов и т.п. Но, пройдя все эти сложности, понимаешь, что уже ничто тебя не может испугать или ввести в ступор. Это такая школа жизни. Здесь, правда, надо понимать, что я говорю об управлении проектами. Хотя с точки зрения того, что дает работа с госструктурами именно в плане технических решений, можно назвать одни плюсы. Как правило, для каждого такого заказчика мы должны сделать что-то сложное и заточенное под его индивидуальные особенности, поэтому наши инженеры имеют возможность постоянно совершенствовать свое мастерство, учиться новому и не терять свежести восприятия. А для высокотехнологичной компании это как раз то, что нужно.

 

Перекрестное опыление

 

– Помогал ли опыт работы с одними заказчиками в решении проблем других?

 

– Возьмем, например, следующую ситуацию. Для различных силовых ведомств обеспечение безопасности информации обязательно. И чтобы свести к нулю возможность получения секретной информации третьими лицами, одно из необходимых решений – уменьшение электромагнитного излучения компьютерной техники, на которой ведется работа в рамках организации. Ведь такое излучение (фактически волны, выходящие в эфир) можно перехватить и использовать в далеко не благородных целях. Мы разработали ряд методов, справляющихся именно с этой задачей, не думая, в общем-то, что они будут востребованы коммерческим сектором. Однако выяснилось, что для некоторых предприятий это невероятно актуально. Например, для заводов, где работают индукционные печи, которые сами по себе служат источниками огромного излучения и потому оказываются серьезным препятствием для того, чтобы на предприятии работала любая другая техника, которая это излучение воспринимает и сама производит. Наши методы и инструменты, созданные изначально для обеспечения безопасности ин формации в силовых ведомствах, оказались крайне востребованы в совершенно другой области.

 

– А обратный пример – когда решение для коммерческого сектора оказалось востребовано госструктурами – можете привести?

 

– На ум сразу приходит набирающая сейчас популярность видеоконференцсвязь. При эксплуатации такой системы в рамках коммерческой организации основная проблема – стоимость владения каналами связи. Если речь идет о Москве и Санкт-Петербурге, то здесь эти затраты не слишком велики, но стоит хоть немного углубиться в регионы, как они возрастут в несколько раз. И чтобы сделать эту стоимость владения сопоставимой со стоимостью оборудования для видеоконференцсвязи, его установки и эксплуатации, необходимо использовать разные методы, направленные прежде всего на компрессию каналов при сохранении высокого качества передаваемых по ним данных. Так вот, опыт, полученный в ходе решения этой задачи для бизнеса, впоследствии помог при работе с силовыми структурами. Нам надо было повышать качество их каналов связи, которое было очень низким из-за их местоположения (во многих местах просто нет иных каналов связи, кроме существующих, и создать новые невозможно физически) и необходимости шифровать передаваемую информацию (шифровальная техника вносит свою лепту в качество передачи данных). Мы имели совершенно разные предпосылки для работы над этими двумя проектами: в первом случае стремились уменьшить стоимость при сохранении качества, во втором – повысить качество при неблагоприятных исходных данных. Однако решение, найденное для бизнеса, стало вполне применимо для госструктур. И как раз в этой разноплановости задач и опыта, который РАМЭК получает при работе над ними, – наша главная сила.

 

Не останавливаясь

 

– Любая высокотехнологичная компания однажды сталкивается с дилеммой: остаться работать в освоенной и завоеванной узкой нише или завоевывать новые рынки, продолжая свой рост и экспансию. Вы, следует понимать, за экспансию?

 

– Безусловно. Я считаю, что любой бизнес всегда ищет новые сферы, где может применить накопленный опыт. И успешны как раз те, кто может найти перспективные рынки. Конечно, есть узкопрофильные организации, и для них, возможно, оправданна стратегия работы внутри одной ниши, но настолько специфических областей не так много. Кроме того, это в большей степени должно относиться к производственным компаниям. Те же, кто работает над теми или иными проектами, в 90% случаев должны либо развиваться, либо уходить. В большинстве случаев движению компании вперед мешают обычные страхи и нежелание терять синицу в руках ради журавля в небе, а не осознанный выбор такой стратегии. Однако любое развитие не должно происходить просто по принципу «что-то нам стало скучно, давайте-ка мы еще будем строить дома и красить заборы». Экспансия в новые ниши и рынки должна быть естественным органичным процессом, когда все шаги компании логично исходят из накопленного ею опыта. Оглядываясь назад, могу сказать, что все решения о новых направлениях работы РАМЭКа принимались именно так. И тенденции к тому, чтобы компания прекратила свое развитие, нет и никогда не было, ведь с каждым реализованным проектом мы становимся все более готовыми к любым внешним вызовам.

 

Источник: Журнал "Эксперт Северо-Запад"

 

 

Contact our department if you are desperate to get blacklisted.